•   
  • Адвокат Минской Городской коллегии адвокатов

  

Использование материалов в уголовном процессе (1 часть)

Использование в уголовном процессе материалов, полученных в ходе оперативно-розыскной деятельности

В соответствии со ст.101 УПК Республики Беларусь, материалы, полученные в ходе оперативно-розыскной деятельности, могут быть признаны в качестве источников доказательств при условии, если они получены и предоставлены в соответствии с законодательством Республики Беларусь, проверены и оценены в порядке, установленном настоящим Кодексом.

В ряде случаев, при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, лица, ее осуществляющие, допускают серьезные ошибки, исключающие в последующем использование полученных ими материалов в целях доказывания в уголовном процессе.

Порядок предоставления указанных материалов до настоящего времени регулируется Инструкцией о порядке оформления и предоставления оперативными подразделениями органов внутренних дел материалов, полученных в ходе оперативно-розыскной деятельности, для их использования в уголовном процессе, утвержденной постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 29.09.2005 N 307.

Некоторыми оперативными работниками высказывается мнение, что данная Инструкция фактически утратила силу и не должна применяться в связи с принятием нового Закона Республики Беларусь от 15.07.2015 N 307-З "Об оперативно-розыскной деятельности". Считаю данную позицию оперативных работников ошибочной, поскольку ее никто не отменял, она является действующей, в чем легко убедиться в любой информационно-правовой системе, никакого иного документа, заменяющего ее в связи с принятием нового Закона Республики Беларусь от 15.07.2015 N 307-З "Об оперативно-розыскной деятельности" не издавалось, сам порядок оформления и передачи материалов ОРМ Закон не регулирует, поэтому ее требования являются обязательными для исполнения и на сегодняшний день.

В соответствии с п. 10 данной Инструкции, сведения, содержащиеся в предоставленных материалах оперативно-розыскной деятельности, должны позволять сделать обоснованный вывод о наличии события и его противоправности. Таким образом, представленные материалы оперативно-розыскной деятельности должны позволять сделать однозначный обоснованный вывод о наличии в действиях лица признаков состава преступления. Однако, нередко при проведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении лиц, в отношении которых имеется информация о причастности, например, к незаконному обороту наркотических, психотропных веществ, с целью установления каналов приобретения, сбыта, органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, при проведении мероприятий не задерживают лицо, а продолжают в отношении него мероприятия и наблюдение в дальнейшем.

Это является грубым нарушением требований ч. 8 ст. 19 Закона Республики Беларусь от 15.07.2015 N 307-З "Об оперативно-розыскной деятельности", согласно которой, должностное лицо органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, получив во время проведения оперативно-розыскного мероприятия сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном преступлении, сведения о котором не были указаны в постановлении о проведении оперативно-розыскного мероприятия, принимает меры по выявлению и пресечению этого преступления.

Нарушив и не выполнив указанное требование, не задержав лицо в момент передачи наркотического вещества сразу же при установлении данного факта, оперативные сотрудники, даже действуя в интересах службы и возможно преследуя цель установления канала поступления наркотических веществ, утрачивают возможность использования ранее полученных сведений и материалов в качестве доказательств.

В практике имеют место случаи, когда оперативно-розыскное мероприятие проводит один сотрудник, а протокол данного мероприятия составляет другой сотрудник со слов и по информации первого. Это является грубейшим нарушением, поскольку протокол отражает ход проведения оперативно-розыскного мероприятия и составить его может только лицо, проводившее данное мероприятие. Это прямо вытекает из норм Закона Республики Беларусь от 15.07.2015 N 307-З "Об оперативно-розыскной деятельности". Так, согласно ст. 2 Закона, протокол оперативно-розыскного мероприятия отнесен к оперативно-служебным документам.

Согласно ст.20 Закона, только должностное лицо органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, проводившее оперативно-розыскное мероприятие, после его проведения, приостановления или прекращения составляет оперативно-служебный документ, в котором указывает наименования средств негласного получения (фиксации) информации и иных использованных средств, их модели, а также полученные сведения. Оперативно-служебный документ подписывается должностным лицом органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, проводившим оперативно-розыскное мероприятие. К оперативно-служебному документу прилагаются предметы и документы, полученные при проведении оперативно-розыскного мероприятия.

Таким образом, составленный со слов коллег протокол оперативно-розыскного мероприятия не будет иметь юридической силы и не может быть использован в качестве доказательства как полученный с нарушением закона, поскольку составлен лицом, не проводившим данное мероприятие и лично в нем не участвовавшем.

Также в практике имеют место и иные нарушения со стороны оперативных подразделений при предоставлении материалов оперативно-розыскной деятельности.

Так, согласно ст. 99 УПК Республики Беларусь, источниками доказательств являются составленные в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, протоколы оперативно-розыскных мероприятий о прослушивании и записи переговоров, осуществляемых с использованием технических средств связи, и иных переговоров, составленные в установленном законом порядке и с приложением соответствующей записи прослушивания.

читайте продолжение часть 2






Нужна юридическая консультация адвоката?     +375296524308